Положение о системе наставничества МКОУ СОШ 4 (1)

организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной
обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Программа наставничества — комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных
формах
для
получения
ожидаемых
результатов.
Наставляемый — участник программы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и
профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В
конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".
Наставник — участник программы организации наставничества в общеобразовательной
организации, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и
профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками,
необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования
наставляемого.
Молодой специалист — гражданин Российской Федерации в возрасте до 30 лет (для
участников жилищных программ поддержки молодых специалистов - до 35 лет), имеющий среднее
профессиональное или высшее образование, принятый на работу по трудовому договору в
соответствии с уровнем профессионального образования и квалификацией.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА. ФУНКЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ
ВНЕДРЕНИЯЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА
2.1.Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала
личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной
самореализации, через создание условий для формирования эффективной системы
поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в возрасте от 10
лет, а также оказание помощи педагогическим работникам (далее — педагоги) ОО в их
профессиональном
становлении,
приобретении
профессиональных
компетенций,
необходимых для выполнения должностных обязанностей.
– Задачами наставничества являются: улучшение показателей в образовательной,
социокультурной, спортивной и других сферах деятельности;
– подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально- продуктивной
деятельности в современном мире, содействие его профессиональной ориентации;
– раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала обучающихся,
поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории;
– обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и
работы в коллективе;
– формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности,
возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также при
выполнении должностных обязанностей;
– ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их
способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные
функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
– сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приеме на
работу, закрепление педагогических кадров в ОО и создание благоприятных условий для
их профессионального и должностного развития;
– создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным
опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности,
участвующих в наставнической деятельности;

– выработка у участников системы наставничества высоких профессиональныхи моральных
качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности,
сознательного отношения к индивидуальному развитию;
– формирование открытого и эффективного сообщества вокруг ОО, в которомвыстроены
доверительные и партнерские отношения между его участниками.
– 2.2.Внедрение
целевой
модели
наставничества
в ОО предполагает
осуществление следующих функций:
– реализация мероприятий «Дорожной карты» внедрения целевой
модели
наставничества;
– ежегодная разработка, утверждение и реализация Программ наставничества;
– назначение куратора, ответственного за организацию внедрения Целевой модели в ОО;
– привлечение наставников, обучение, мотивация и контроль за их деятельностью;
– инфраструктурное (в том числе - материально-техническое, информационнометодическое) обеспечение наставничества;
– осуществление персонифицированного учёта обучающихся, молодых специалистов и
педагогов, участвующих в наставнической деятельности ОО;
– предоставление данных по итогам мониторинга и оценки качества Программы
наставничества в ОО, показателей эффективности наставнической деятельности в Отдел
(Управление) образования МО;
– проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности наставничества;
– обеспечение формирования баз данных и лучших практик наставнической деятельности в
ОО;
– обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели
наставничества, в формате непрерывного образования.

2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящегоПоложения,
«Дорожной карты» внедрения Целевой модели и Программы наставничества ОО.
Программа наставничества разрабатывается куратором (с участием наставников) и
включает в себя:
- реализуемые в ОО формы наставничества («ученик – ученик» («студент- студент»);
«учитель – учитель»; «студент – ученик»; «работодатель – ученик»; «работодатель – студент»)
с учетом вариаций ролевых моделей по каждой форме;
- типовые индивидуальные планы развития наставляемых под руководством наставника
(далее – индивидуальные планы) по каждой форме наставничества, на основе которых
наставнические пары (наставляемый с наставником) разрабатывают свои
индивидуальные планы с учетом выбранной ролевой модели.
2.2. Ответственность за организацию и результаты наставническойдеятельности несет
руководитель ОО, куратор наставнической деятельности2 и наставники в рамках возложенных
на них обязанностей по осуществлению наставничества в ОО.
2.3. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц,
испытывающих потребность в развитии/освоении новых мета- компетенций и/или
профессиональных компетенций.
Наставничество
устанавливается
для
следующих
категорий
участников
образовательного процесса:
– обучающиеся в возрасте от 10 лет, изъявившие желание в назначениинаставника;
– студенты, изъявившие желание в назначении наставника;
– педагогические работники, вновь принятые на работу в ОО;
– педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника.
2.4. Наставниками могут быть:
– учащиеся;

–
–
–
–

выпускники;
родители (законные представители) обучающихся4 ;
педагоги и иные должностные лица ОО,
сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций, некоммерческих
организаций и иных организаций любых форм собственности, изъявивших готовность
принять участие в реализации Целевой модели.
Критерии отбора/выдвижения наставников и куратора представлены в Приложении 1.
2.5. Назначение наставников происходит на добровольной основе. 3.6.Наставник
одновременно может осуществлять мероприятия
наставнической деятельности в отношении не более двух наставляемых, исключение –
групповые формы работы (обучающие, коммуникативные и иные мероприятия), по
согласованию с наставником и наставляемыми.
Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для каждой
наставнической пары (но не более 1 календарного года) в зависимости от планируемых
результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа потребности в
развитии наставляемого.
3.7. В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого
осуществляется наставничество, необходимых компетенций, наставничество по согласованию
с наставником и куратором может быть завершено досрочно.
Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности,
командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам
наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
3.8. Замена наставника производится приказом руководителя ОО, основанием могут
выступать следующие обстоятельства:
– прекращение наставником трудовых отношений с ОО;
– психологическая несовместимость наставника и наставляемого;
– систематическое неисполнение наставником своих обязанностей;
– привлечение наставника к дисциплинарной ответственности;
– обоснованная
просьба
наставника
или лица, в отношении
которого
осуществляется наставничество.
При замене наставника период наставничества не меняется.
3.9. Этапы наставнической деятельности в ОО осуществляются в соответствие с
«Дорожной картой» внедрения Целевой модели и включают в себя семь этапов:
Этап 1. Подготовка условий для запуска Целевой модели;Этап 2.
Формирование базы наставляемых;
Этап 3. Формирование базы наставников;Этап
4. Отбор/выдвижение наставников;
Этап 5. Формирование наставнических пар/групп;
Этап 6. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп;Этап 7.
Завершение внедрения Целевой модели.
3.10. На первом этапе происходит подготовка условий для запуска наставничества в ОО,
включающая в себя информирование потенциальных участников наставнической
деятельности, определение заинтересованных аудиторий, сбор и обработку предварительных
запросов наставляемых, определение форм, ролевых моделей наставничества на ближайший
год, исходяиз потребностей ОО, заключение партнерских соглашений (формат приведен в
Приложении 3.) с организациями – социальными партнерами, участвующими в реализации
программ наставничества ОО.
3.11. На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь наставников (по
формату, приведенному в Приложении 3), проводится уточняющий анализ их потребности в
обучении, например, с помощью диагностических бесед.
На данном этапе собираются:
– согласия на обработку персональных данных от тех участников Программы наставничества

в ОО, которые еще не давали такого согласия,
– согласия на участие в Программе наставничества от будущих участников наставнической
деятельности и их родителей (законных представителей), если участники несовершеннолетние.5
3.12. На третьем этапе проводится организационная работа по формированию базы
данных потенциальных наставников с ориентацией на критерии отбора/выдвижения
наставников (Приложение 1).
3.13. По итогам четвертого этапа формируется и утверждается реестр наставников (см.
Приложение 4), прошедших выдвижение или предварительный отбор.
Выдвижение наставника/ков и куратора может осуществляться как администрацией, так
и коллективом сотрудников. В первом случае составляется проект приказа ОО с приложением
листа согласования, направляемый потенциальным наставникам и куратору для ознакомления
исогласования. Во втором случае приказ издается на основании представления коллектива
сотрудников (инициативной группы, структурного подразделения, комиссии, совета ОО,
родительского комитета и др.), составленного в произвольной форме на имя руководителя ОО.
Предварительный отбор наставников осуществляется на основе их заявлений (формат
заявления представлен в Приложении 5). Для проведения отбора приказом руководителя ОО
создается конкурсная комиссия из 3-5 человек, которую возглавляет руководитель ОО, и в
которую входит куратор.
Все наставники и куратор готовят свои портфолио (формат приведен в Приложении 6),
которые вместе с реестром наставников размещаются на сайте ОО (на странице/в разделе по
наставничеству).
3.14. В рамках пятого этапа происходит формирование наставнических пар (групп) и
разработка индивидуальных планов. По итогам осуществления данного этапа приказом
руководителя ОО утверждается Программа наставничества на текущий учебный год.
3.15. На шестом этапе проводится текущая работа куратора, наставников и
наставляемых по осуществлению мероприятий Программ наставничества.7
3.16. Седьмой этап включает в себя подведение итогов, проведение итоговых
мероприятий, награждение эффективных участников наставнической деятельности.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КУРАТОРА
4.1. На куратора возлагаются следующие обязанности:
формирование и актуализация базы наставников и наставляемых;
разработка проекта ежегодной Программы наставничества ОО;
организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы наставничества;
подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность и
представление их на утверждение руководителю ОО;
оказание своевременной информационной, методической и консультационной поддержки
участникам наставнической деятельности;
мониторинг и оценка качества реализованных Программ наставничества через SWOTанализ в разрезе осуществленных форм наставничества (Приложение 8);
оценка соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и
принципам Целевой модели на основе Анкеты куратора (приложение 9);
своевременный сбор данных по оценке эффективности внедрения Целевой модели по
запросам Управления образования (Приложение 10);
получение обратной связи от участников Программы наставничества и иных причастных к
ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка полученных результатов;
анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставническойдеятельности в
ОО и участие в его распространении.
4.2. Куратор имеет право:
запрашивать документы (индивидуальные планы, заявления, представления, анкеты) и
информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников наставнической
деятельности;
организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники (родители,

3.
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

–
–
–
–
–

классные
руководители,
педагоги-психологи, профориентационные тесты
и др.);
вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы ОО, сопровождающие
наставническую деятельность;
инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности в ОО;
принимать участие во встречах наставников с наставляемыми;
вносить на рассмотрение руководству ОО предложения о поощрении участников
наставнической деятельности; организации взаимодействия наставнических пар;
на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества и высокого
качества Программ наставничества.

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА
5.1. Наставник обязан:

– помогать разрабатывать Индивидуальный план развития наставляемого, своевременно и
оперативно вносить в него коррективы, контролировать его выполнение, оценивать
фактический результат осуществления запланированных мероприятий;
– в соответствии с Программой наставничества лично встречаться с наставляемым для
осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения, и (при
необходимости), коррекции Индивидуального плана, выбора методов наставнической
деятельности;
– выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности наставляемого в
рамках мероприятий Индивидуального плана;
– передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным приемам
и современным методам работы или поведения, вт.ч. - оказывать наставляемому помощь
по принятию правильных решений в нестандартных ситуациях и пр.;
– своевременно реагировать на проявления недисциплинированности наставляемого;
– личным примером развивать положительные качества наставляемого, принеобходимости корректировать его поведение;
– принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в ОО, в том числе - в
рамках «Школы наставников»;
– в случае, если он не является сотрудником ОО, предоставить справки об отсутствии
судимости, медицинские справки и иные документы, необходимые для осуществления
наставнической деятельности в отношении обучающихся.
5.2. Наставник имеет право:
– привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией Программы
наставничества;
– участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в ОО, в том числе - с
деятельностью наставляемого;
– выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и своевременности
выполнения заданий, проектов, определенных Индивидуальным планом;
– требовать выполнения наставляемым Индивидуального плана;
– в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для формы
наставничества «учитель-учитель») и иных оценочных или конкурсных мероприятиях;
– принимать участие в оценке качества реализованных Программнаставничества, в оценке
соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам
Целевой модели и эффективности внедрения Целевой модели;
– обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в
документацию и инструменты осуществления Программ наставничества; за
организационно-методической поддержкой;
– обращаться к руководителю ОО с мотивированным заявлением о сложении обязанностей
наставника по причинам личного характера или успешного выполнения лицом, в
отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий индивидуального плана
развития.

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВЛЯЕМОГО
6.1. Наставляемый обязан:

–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

- выполнять задания, определенные в Индивидуальном плане, в установленные
сроки, и периодически обсуждать с наставником вопросы, связанные с выполнением
Индивидуального плана;
совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и устранять
допущенные ошибки;
выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением
Индивидуального плана, учиться у него практическому решению поставленных задач,
формировать поведенческие навыки;
отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его мероприятий
Индивидуального плана);
сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных
пунктов Индивидуального плана;
проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к учебе и
всем видам деятельности в рамках наставничества;
принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении которых
осуществляется наставничество, в соответствии с Программой наставничества ОО.
6.2. Наставляемый имеет право:
пользоваться имеющейся в ОО нормативной, информационно-аналитической и учебнометодической документацией, материалами и иными ресурсами, обеспечивающими
реализацию Индивидуального плана;
в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам,
связанным с наставничеством; запрашивать интересующую информацию;
принимать участие в оценке качества реализованных Программнаставничества, в оценке
соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам
Целевой модели и эффективности внедрения Целевой модели;
при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с
соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической деятельности в
ОО.

6. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАМ НАСТАВНИЧЕСТВА
7.1. Оценка качества процесса реализации Программ наставничества в ОО
направлена на:
– изучение (оценку) качества реализованных в ОО Программ наставничества,их сильных
и
слабых сторон,
качества совместной
работы пар/групп
«наставник-наставляемый»
посредством
проведения
куратором
SWOTанализа;
– выявление соответствия условий организации Программ наставничества вОО
требованиям и принципам Целевой модели;
Оценка эффективности внедрения Целевой модели осуществляется спериодичностью 1 раз в
полугодие (не позднее 20 июня и 20 декабря ежегодно)
7.2. Оценка реализации Программ наставничества также осуществляется на основе
анкет удовлетворенности наставников и наставляемых организацией наставнической
деятельности в ОО.

7. МОТИВАЦИЯ УЧАСТНИКОВ НАСТАВНИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8.1. Участники системы наставничества в ОО, показавшие высокие результаты, могут
быть представлены решением руководителя ОО к следующим видам поощрений:
– публичное признание значимости их работы - объявление благодарности, награждение
почетной грамотой и др.;

– размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении, документов о
достижениях наставляемых и др.) на сайте и страницах ОО в социальных сетях;
– благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся;
– обучение в рамках образовательных программ, выбранных участниками, показавшими
высокие результаты.
8.2. Руководство ОО также может оказывать содействие развитию социального капитала
наиболее активных участников наставничества в ОО через приглашение их к участию в
коммуникативных мероприятиях (конференции, форумы, хакатоны, совещания и пр.).
8.3. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении
аттестации педагогов-наставников, а также при определениистимулирующих выплат ОО.
8.4. Руководство ОО вправе применять иные методы нематериальной и материальной
мотивации с целью развития и пропаганды института наставничества и повышения его
эффективности. При желании ОО может самостоятельно осуществить мониторинг влияния
Программнаставничества на всех участников, оценив динамику развития их гибких навыков,
уровня мотивированности и осознанности участников в вопросах саморазвития и профобразования, качества изменений в освоении обучающимися образовательных программ,
степень включенности обучающихся в образовательные процессы ОО,качества адаптации
молодых специалистов, удовлетворенности педагогов собственной профессиональной
деятельностью; описав изменения психологического климата в ОО.

Приложение 1
Критерии и показатели отбора (выдвижения) наставников (кураторов)
образовательной организации
Общими и обязательными критериями для отбора/выдвижения для всехкатегорий
наставников и куратора ОО являются:
– наличие личного желания стать наставником, куратором (даже при условииего
выдвижения администрацией или коллективом ОО);
– авторитетность в среде коллег и обучающихся;
– высокий уровень развития ключевых компетенций:
• способность развивать других,
• способность выстраивать отношения с окружающими,
• ответственность,
• нацеленность на результат,
• умение мотивировать и вдохновлять других,
• способность к собственному профессиональному и личностному развитию.
Дополнительные критерии в разрезе форм наставничества приведены втаблице ниже:
Форма
Критерии
наставничества
УЧЕНИК –
– активный обучающийся старшей ступени, обладающийлидерскими
и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления,
УЧЕНИК
демонстрирующийвысокие образовательные результаты,
– победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований,
– лидер класса (группы) или параллели, принимающий активное
участие в жизни ОО (конкурсы, театральные постановки,
общественная деятельность, внеурочная деятельность),
– возможный
участник
всероссийских
детско-юношеских
организаций или объединений.

УЧИТЕЛЬ –
УЧИТЕЛЬ

Форма
наставничества

– опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель
различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и
материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров),
– педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный
участник педагогического и/или школьного сообщества ОО;

Критерии11
– обладает
лидерскими,
организационными и
коммуникативными
навыками,
хорошо
развитой
эмпатией.

СТУДЕНТ –
УЧЕНИК

– ответственный, социально активный студент с выраженной
гражданской и ценностной позицией, мотивированный к
самосовершенствованию и преобразованию окружающей среды,
– участник образовательных, спортивных, творческих проектов,
– увлекающийся и способный передать свою «творческую энергию» и
интересы другим,
– образец для подражания в плане межличностных отношений,
личной
самоорганизации
и
профессиональной компетентности.

РАБОТОДАТЕЛЬ
–
УЧЕНИК

– неравнодушный профессионал с опытом работы не менее
5 лет, активной жизненной позицией, высокой квалификацией,
показывающий стабильно высокие результаты деятельности,
– обладает развитыми коммуникативными навыками, гибкостью в
общении, умением отнестись к наставляемому как к равному в
диалоге и - потенциально будущему коллеге,

РАБОТОДАТЕЛЬ
– СТУДЕНТ

– неравнодушный профессионал с опытом работы не менее
5 лет, активной жизненной позицией, высокойквалификацией,
– имеет стабильно высокие показатели в работе,
– обладает развитыми коммуникативными навыками, гибкостью в
общении, умением отнестись к студенту как к равному в диалоге и потенциально будущему коллеге,
– способен и готов делиться опытом, имеет системное представление
о своем участке работы, лояльный, поддерживающий стандарты и
правила организации,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».