организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. Программа наставничества — комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Наставляемый — участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся". Наставник — участник программы организации наставничества в общеобразовательной организации, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Молодой специалист — гражданин Российской Федерации в возрасте до 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых специалистов - до 35 лет), имеющий среднее профессиональное или высшее образование, принятый на работу по трудовому договору в соответствии с уровнем профессионального образования и квалификацией. 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА. ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ВНЕДРЕНИЯЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА 2.1.Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, через создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в возрасте от 10 лет, а также оказание помощи педагогическим работникам (далее — педагоги) ОО в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей. – Задачами наставничества являются: улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах деятельности; – подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально- продуктивной деятельности в современном мире, содействие его профессиональной ориентации; – раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории; – обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в коллективе; – формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также при выполнении должностных обязанностей; – ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень; – сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приеме на работу, закрепление педагогических кадров в ОО и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного развития; – создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности, участвующих в наставнической деятельности; – выработка у участников системы наставничества высоких профессиональныхи моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию; – формирование открытого и эффективного сообщества вокруг ОО, в которомвыстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками. – 2.2.Внедрение целевой модели наставничества в ОО предполагает осуществление следующих функций: – реализация мероприятий «Дорожной карты» внедрения целевой модели наставничества; – ежегодная разработка, утверждение и реализация Программ наставничества; – назначение куратора, ответственного за организацию внедрения Целевой модели в ОО; – привлечение наставников, обучение, мотивация и контроль за их деятельностью; – инфраструктурное (в том числе - материально-техническое, информационнометодическое) обеспечение наставничества; – осуществление персонифицированного учёта обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в наставнической деятельности ОО; – предоставление данных по итогам мониторинга и оценки качества Программы наставничества в ОО, показателей эффективности наставнической деятельности в Отдел (Управление) образования МО; – проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности наставничества; – обеспечение формирования баз данных и лучших практик наставнической деятельности в ОО; – обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. 2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящегоПоложения, «Дорожной карты» внедрения Целевой модели и Программы наставничества ОО. Программа наставничества разрабатывается куратором (с участием наставников) и включает в себя: - реализуемые в ОО формы наставничества («ученик – ученик» («студент- студент»); «учитель – учитель»; «студент – ученик»; «работодатель – ученик»; «работодатель – студент») с учетом вариаций ролевых моделей по каждой форме; - типовые индивидуальные планы развития наставляемых под руководством наставника (далее – индивидуальные планы) по каждой форме наставничества, на основе которых наставнические пары (наставляемый с наставником) разрабатывают свои индивидуальные планы с учетом выбранной ролевой модели. 2.2. Ответственность за организацию и результаты наставническойдеятельности несет руководитель ОО, куратор наставнической деятельности2 и наставники в рамках возложенных на них обязанностей по осуществлению наставничества в ОО. 2.3. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц, испытывающих потребность в развитии/освоении новых мета- компетенций и/или профессиональных компетенций. Наставничество устанавливается для следующих категорий участников образовательного процесса: – обучающиеся в возрасте от 10 лет, изъявившие желание в назначениинаставника; – студенты, изъявившие желание в назначении наставника; – педагогические работники, вновь принятые на работу в ОО; – педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника. 2.4. Наставниками могут быть: – учащиеся; – – – – выпускники; родители (законные представители) обучающихся4 ; педагоги и иные должностные лица ОО, сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций, некоммерческих организаций и иных организаций любых форм собственности, изъявивших готовность принять участие в реализации Целевой модели. Критерии отбора/выдвижения наставников и куратора представлены в Приложении 1. 2.5. Назначение наставников происходит на добровольной основе. 3.6.Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической деятельности в отношении не более двух наставляемых, исключение – групповые формы работы (обучающие, коммуникативные и иные мероприятия), по согласованию с наставником и наставляемыми. Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для каждой наставнической пары (но не более 1 календарного года) в зависимости от планируемых результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа потребности в развитии наставляемого. 3.7. В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых компетенций, наставничество по согласованию с наставником и куратором может быть завершено досрочно. Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 3.8. Замена наставника производится приказом руководителя ОО, основанием могут выступать следующие обстоятельства: – прекращение наставником трудовых отношений с ОО; – психологическая несовместимость наставника и наставляемого; – систематическое неисполнение наставником своих обязанностей; – привлечение наставника к дисциплинарной ответственности; – обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество. При замене наставника период наставничества не меняется. 3.9. Этапы наставнической деятельности в ОО осуществляются в соответствие с «Дорожной картой» внедрения Целевой модели и включают в себя семь этапов: Этап 1. Подготовка условий для запуска Целевой модели;Этап 2. Формирование базы наставляемых; Этап 3. Формирование базы наставников;Этап 4. Отбор/выдвижение наставников; Этап 5. Формирование наставнических пар/групп; Этап 6. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп;Этап 7. Завершение внедрения Целевой модели. 3.10. На первом этапе происходит подготовка условий для запуска наставничества в ОО, включающая в себя информирование потенциальных участников наставнической деятельности, определение заинтересованных аудиторий, сбор и обработку предварительных запросов наставляемых, определение форм, ролевых моделей наставничества на ближайший год, исходяиз потребностей ОО, заключение партнерских соглашений (формат приведен в Приложении 3.) с организациями – социальными партнерами, участвующими в реализации программ наставничества ОО. 3.11. На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь наставников (по формату, приведенному в Приложении 3), проводится уточняющий анализ их потребности в обучении, например, с помощью диагностических бесед. На данном этапе собираются: – согласия на обработку персональных данных от тех участников Программы наставничества в ОО, которые еще не давали такого согласия, – согласия на участие в Программе наставничества от будущих участников наставнической деятельности и их родителей (законных представителей), если участники несовершеннолетние.5 3.12. На третьем этапе проводится организационная работа по формированию базы данных потенциальных наставников с ориентацией на критерии отбора/выдвижения наставников (Приложение 1). 3.13. По итогам четвертого этапа формируется и утверждается реестр наставников (см. Приложение 4), прошедших выдвижение или предварительный отбор. Выдвижение наставника/ков и куратора может осуществляться как администрацией, так и коллективом сотрудников. В первом случае составляется проект приказа ОО с приложением листа согласования, направляемый потенциальным наставникам и куратору для ознакомления исогласования. Во втором случае приказ издается на основании представления коллектива сотрудников (инициативной группы, структурного подразделения, комиссии, совета ОО, родительского комитета и др.), составленного в произвольной форме на имя руководителя ОО. Предварительный отбор наставников осуществляется на основе их заявлений (формат заявления представлен в Приложении 5). Для проведения отбора приказом руководителя ОО создается конкурсная комиссия из 3-5 человек, которую возглавляет руководитель ОО, и в которую входит куратор. Все наставники и куратор готовят свои портфолио (формат приведен в Приложении 6), которые вместе с реестром наставников размещаются на сайте ОО (на странице/в разделе по наставничеству). 3.14. В рамках пятого этапа происходит формирование наставнических пар (групп) и разработка индивидуальных планов. По итогам осуществления данного этапа приказом руководителя ОО утверждается Программа наставничества на текущий учебный год. 3.15. На шестом этапе проводится текущая работа куратора, наставников и наставляемых по осуществлению мероприятий Программ наставничества.7 3.16. Седьмой этап включает в себя подведение итогов, проведение итоговых мероприятий, награждение эффективных участников наставнической деятельности. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КУРАТОРА 4.1. На куратора возлагаются следующие обязанности: формирование и актуализация базы наставников и наставляемых; разработка проекта ежегодной Программы наставничества ОО; организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы наставничества; подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность и представление их на утверждение руководителю ОО; оказание своевременной информационной, методической и консультационной поддержки участникам наставнической деятельности; мониторинг и оценка качества реализованных Программ наставничества через SWOTанализ в разрезе осуществленных форм наставничества (Приложение 8); оценка соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели на основе Анкеты куратора (приложение 9); своевременный сбор данных по оценке эффективности внедрения Целевой модели по запросам Управления образования (Приложение 10); получение обратной связи от участников Программы наставничества и иных причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка полученных результатов; анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставническойдеятельности в ОО и участие в его распространении. 4.2. Куратор имеет право: запрашивать документы (индивидуальные планы, заявления, представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников наставнической деятельности; организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники (родители, 3. – – – – – – – – – – – – – – – – – классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты и др.); вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы ОО, сопровождающие наставническую деятельность; инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности в ОО; принимать участие во встречах наставников с наставляемыми; вносить на рассмотрение руководству ОО предложения о поощрении участников наставнической деятельности; организации взаимодействия наставнических пар; на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества и высокого качества Программ наставничества. 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА 5.1. Наставник обязан: – помогать разрабатывать Индивидуальный план развития наставляемого, своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его выполнение, оценивать фактический результат осуществления запланированных мероприятий; – в соответствии с Программой наставничества лично встречаться с наставляемым для осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения, и (при необходимости), коррекции Индивидуального плана, выбора методов наставнической деятельности; – выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности наставляемого в рамках мероприятий Индивидуального плана; – передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным приемам и современным методам работы или поведения, вт.ч. - оказывать наставляемому помощь по принятию правильных решений в нестандартных ситуациях и пр.; – своевременно реагировать на проявления недисциплинированности наставляемого; – личным примером развивать положительные качества наставляемого, принеобходимости корректировать его поведение; – принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в ОО, в том числе - в рамках «Школы наставников»; – в случае, если он не является сотрудником ОО, предоставить справки об отсутствии судимости, медицинские справки и иные документы, необходимые для осуществления наставнической деятельности в отношении обучающихся. 5.2. Наставник имеет право: – привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией Программы наставничества; – участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в ОО, в том числе - с деятельностью наставляемого; – выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и своевременности выполнения заданий, проектов, определенных Индивидуальным планом; – требовать выполнения наставляемым Индивидуального плана; – в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для формы наставничества «учитель-учитель») и иных оценочных или конкурсных мероприятиях; – принимать участие в оценке качества реализованных Программнаставничества, в оценке соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой модели; – обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в документацию и инструменты осуществления Программ наставничества; за организационно-методической поддержкой; – обращаться к руководителю ОО с мотивированным заявлением о сложении обязанностей наставника по причинам личного характера или успешного выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий индивидуального плана развития. 5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВЛЯЕМОГО 6.1. Наставляемый обязан: – – – – – – – – – – - выполнять задания, определенные в Индивидуальном плане, в установленные сроки, и периодически обсуждать с наставником вопросы, связанные с выполнением Индивидуального плана; совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и устранять допущенные ошибки; выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением Индивидуального плана, учиться у него практическому решению поставленных задач, формировать поведенческие навыки; отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его мероприятий Индивидуального плана); сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных пунктов Индивидуального плана; проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества; принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, в соответствии с Программой наставничества ОО. 6.2. Наставляемый имеет право: пользоваться имеющейся в ОО нормативной, информационно-аналитической и учебнометодической документацией, материалами и иными ресурсами, обеспечивающими реализацию Индивидуального плана; в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать интересующую информацию; принимать участие в оценке качества реализованных Программнаставничества, в оценке соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой модели; при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической деятельности в ОО. 6. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМ НАСТАВНИЧЕСТВА 7.1. Оценка качества процесса реализации Программ наставничества в ОО направлена на: – изучение (оценку) качества реализованных в ОО Программ наставничества,их сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар/групп «наставник-наставляемый» посредством проведения куратором SWOTанализа; – выявление соответствия условий организации Программ наставничества вОО требованиям и принципам Целевой модели; Оценка эффективности внедрения Целевой модели осуществляется спериодичностью 1 раз в полугодие (не позднее 20 июня и 20 декабря ежегодно) 7.2. Оценка реализации Программ наставничества также осуществляется на основе анкет удовлетворенности наставников и наставляемых организацией наставнической деятельности в ОО. 7. МОТИВАЦИЯ УЧАСТНИКОВ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8.1. Участники системы наставничества в ОО, показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением руководителя ОО к следующим видам поощрений: – публичное признание значимости их работы - объявление благодарности, награждение почетной грамотой и др.; – размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении, документов о достижениях наставляемых и др.) на сайте и страницах ОО в социальных сетях; – благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся; – обучение в рамках образовательных программ, выбранных участниками, показавшими высокие результаты. 8.2. Руководство ОО также может оказывать содействие развитию социального капитала наиболее активных участников наставничества в ОО через приглашение их к участию в коммуникативных мероприятиях (конференции, форумы, хакатоны, совещания и пр.). 8.3. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении аттестации педагогов-наставников, а также при определениистимулирующих выплат ОО. 8.4. Руководство ОО вправе применять иные методы нематериальной и материальной мотивации с целью развития и пропаганды института наставничества и повышения его эффективности. При желании ОО может самостоятельно осуществить мониторинг влияния Программнаставничества на всех участников, оценив динамику развития их гибких навыков, уровня мотивированности и осознанности участников в вопросах саморазвития и профобразования, качества изменений в освоении обучающимися образовательных программ, степень включенности обучающихся в образовательные процессы ОО,качества адаптации молодых специалистов, удовлетворенности педагогов собственной профессиональной деятельностью; описав изменения психологического климата в ОО. Приложение 1 Критерии и показатели отбора (выдвижения) наставников (кураторов) образовательной организации Общими и обязательными критериями для отбора/выдвижения для всехкатегорий наставников и куратора ОО являются: – наличие личного желания стать наставником, куратором (даже при условииего выдвижения администрацией или коллективом ОО); – авторитетность в среде коллег и обучающихся; – высокий уровень развития ключевых компетенций: • способность развивать других, • способность выстраивать отношения с окружающими, • ответственность, • нацеленность на результат, • умение мотивировать и вдохновлять других, • способность к собственному профессиональному и личностному развитию. Дополнительные критерии в разрезе форм наставничества приведены втаблице ниже: Форма Критерии наставничества УЧЕНИК – – активный обучающийся старшей ступени, обладающийлидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, УЧЕНИК демонстрирующийвысокие образовательные результаты, – победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, – лидер класса (группы) или параллели, принимающий активное участие в жизни ОО (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность), – возможный участник всероссийских детско-юношеских организаций или объединений. УЧИТЕЛЬ – УЧИТЕЛЬ Форма наставничества – опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров), – педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и/или школьного сообщества ОО; Критерии11 – обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. СТУДЕНТ – УЧЕНИК – ответственный, социально активный студент с выраженной гражданской и ценностной позицией, мотивированный к самосовершенствованию и преобразованию окружающей среды, – участник образовательных, спортивных, творческих проектов, – увлекающийся и способный передать свою «творческую энергию» и интересы другим, – образец для подражания в плане межличностных отношений, личной самоорганизации и профессиональной компетентности. РАБОТОДАТЕЛЬ – УЧЕНИК – неравнодушный профессионал с опытом работы не менее 5 лет, активной жизненной позицией, высокой квалификацией, показывающий стабильно высокие результаты деятельности, – обладает развитыми коммуникативными навыками, гибкостью в общении, умением отнестись к наставляемому как к равному в диалоге и - потенциально будущему коллеге, РАБОТОДАТЕЛЬ – СТУДЕНТ – неравнодушный профессионал с опытом работы не менее 5 лет, активной жизненной позицией, высокойквалификацией, – имеет стабильно высокие показатели в работе, – обладает развитыми коммуникативными навыками, гибкостью в общении, умением отнестись к студенту как к равному в диалоге и потенциально будущему коллеге, – способен и готов делиться опытом, имеет системное представление о своем участке работы, лояльный, поддерживающий стандарты и правила организации,