Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» г.п. Нарткала
Урванского муниципального района КБР
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом
И.о.директора
МКОУ СОШ №4 г.п.Нарткала
Протокол №1 от 28.08.2025 г.
Ф.А.Сабанокова
Пр. №99-ОД от 28.08.2025 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №4» г.п.Нарткала
Урванского муниципального района КБР
на 2025-2026 учебный год
Урванский муниципальный район, Кабардино-Балкарская Республика
2025
Пояснительная записка
Учебный план основной образовательной программы начального общего
образования МКОУ «Средняя школа №4» (далее – учебный план)
фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся при пятидневной учебной неделе в 1-м классе и
шестидневной учебной неделе во 2–4-х классах, состав и структуру
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение, по классам и учебным предметам.
Содержание образования при получении начального общего образования
реализуется преимущественно за счет учебных предметов, курсов,
обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный
подход и индивидуализацию обучения.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов
обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в
том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы
начального общего образования в порядке, установленном локальными
нормативными актами МКОУ «Средняя школа №4».
В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана №
4 Федеральной образовательной программы, утвержденной приказом
Минпросвещения от 18.05.2023 № 372 с учетом изменений, внесенных
приказом от от 09.10.2024 № 704.
Вариант № 4 предназначен для образовательных организаций, в которых
обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из
языков народов России в режиме 6-ти дневной учебной недели.
Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок
освоения образовательных программ начального общего образования.
Продолжительность учебного года при получении начального общего
образования для 1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34
недели. Соответственно, весь период обучения на уровне НОО составляет
135 учебных недель.
Обучение на уровне начального общего образования организовано
следующим образом:
1-е классы – пятидневная учебная неделя;
2–4-е классы – шестидневная учебная неделя.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение
учебной недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м
классе: в сентябре–декабре уроки длятся по 35 минут, в январе–мае – по 40
минут.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня:
для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один в неделю –
пять уроков;
2–4-х классов – не более пяти уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных
предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает
величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН
1.2.3685-21. В учебном плане начального общего образования МКОУ СОШ
№ 4 выделено:
в 1-х классах – 20 часов в неделю;
2–4-х классах – 26 часов в неделю.
Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет
3272 часа с учетом 15 часов в 1-х классах в сентябре-октябре.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися
планируемых результатов освоения программы начального общего
образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие
предметные области:
1.
2.
3.
4.
«Русский язык и литературное чтение»;
«Родной язык и литературное чтение на родном языке»;
«Иностранный язык»;
«Математика и информатика»;
5.
6.
7.
8.
9.
«Обществознание и естествознание («Окружающий мир»)»;
«Основы религиозных культур и светской этики»;
«Искусство»;
«Технология»;
«Физическая культура».
В рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на
родном языке» осуществляется изучение учебных предметов «Родной
(кабардино-черкесский) язык или государственный язык республики РФ» и
«Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» на
основании
заявлений
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся. На учебный предмет «Родной
(кабардино-черкесский) язык» отводится по 1 часу в неделю в 1-х классах и
по 2 часа в неделю во 2–4-х классах. На учебный предмет «Литературное
чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» отводится по 1 часу в
неделю во 2–4-х классах.
Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных
предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и
метапредметных
результатов,
связанных
с
использованием
информационных технологий, достигается за счет включения тематических
разделов или модулей в программы следующих учебных предметов:
«Математика»
–
раздел
«Математическая
информация»
(предполагает развитие навыков поиска и применения информации,
использование разнообразных источников информации, в том
числе сети Интернет);
«Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет»
(обеспечивает достижение предметных и метапредметных
результатов, связанных с использованием информационных
технологий);
«Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой
графики» (предусматривает изучение фотографии, работу в
программах Paint, Picture Manager и PowerPoint, виртуальные
путешествия);
«Труд (технология)» – модуль «ИКТ» (обеспечивает достижение
предметных и метапредметных результатов, связанных с
использованием информационных технологий).
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»
изучается в объеме 1 часа в неделю в 4-м классе. На основании заявлений
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
в учебном плане представлены модули «Основы православной культуры»,
«Основы религиозных культур народов России» и «Основы светской
этики».
При проведении занятий по учебным предметам «Иностранный язык» (во
2–4-х классах) и «Основы религиозных культур и светской этики» (в 4-х
классах) осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по
предельно допустимой наполняемости групп.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется:
1. На увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов, курсов, модулей из перечня, предлагаемого
МКОУ «Средняя школа №4», по выбору родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся:
2-4-й класс (1 час в неделю), – дополняет учебный предмет
«Математика»;
2–3-й классы (1 час в неделю) – дополняет учебный предмет
«Литературное чтение».
2. На курсы внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого
МКОУ «Средняя школа №4», по выбору родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся:
«Разговоры о важном», 1–4-й классы (1 час в неделю);
«Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»,
1–4-й классы (1 час в неделю).
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки
обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и
внеурочной деятельности при реализации основной образовательной
программы начального общего образования определяет МКОУ «Средняя
школа №4».
Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся
при освоении ими программы начального общего образования определены
в плане внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей
и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, возможностей МКОУ «Средняя школа
№4».
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого
класса не превышает продолжительности выполнения 1 час – для 1 класса,
1,5 часа – для 2 и 3 классов, 2 часа – для 4 класса. Образовательной
организацией осуществляется координация и контроль объема домашнего
задания обучающихся каждого класса по всем предметам в соответствии с
Гигиеническими нормативами.
Домашнее задание на следующий урок задается на текущем уроке,
дублируется в электронном журнале не позднее времени окончания
учебного дня – 14.00. Для выполнения задания, требующего длительной
подготовки (например, подготовка доклада, реферата, оформление
презентации, заучивание стихотворений), предоставляется достаточное
количество времени.
Использование электронных средств обучения в ходе реализации
образовательной деятельности, включая выполнение домашних заданий,
внеурочную деятельность, проводится в соответствии с Санитарноэпидемиологическими требованиями и Гигиеническими нормативами
Формы промежуточной аттестации
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в
соответствии с ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от
18.05.2023 № 372, и положением о текущем контроле и промежуточной
аттестации МКОУ «Средняя школа № 4».
В первом классе промежуточная аттестация проводится без балльного
оценивания. Промежуточная аттестация обучающихся 2-4-х классов
проводится в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому
учебному предмету. Промежуточная аттестация обучающихся проводится
на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения
тематических проверочных работ и фиксируется в классном журнале.
По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется
промежуточная оценка, которая фиксирует достижение предметных
планируемых результатов и универсальных учебных действий. По учебным
предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика»
промежуточная оценка выставляется с учетом степени значимости отметок
за тематические проверочные работы.
Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в
следующий класс.
Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и
внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице.
Формы промежуточной аттестации
Классы Учебные предметы
Форма
2–4-е
Русский язык
Учет учебных достижений на основе
накопленных текущих оценок
и
результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале, с учетом степени
значимости отметок за тематические
проверочные работы
2–4-е
Литературное чтение
Учет учебных достижений на основе
накопленных текущих оценок
и
результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале, с учетом степени
значимости отметок за тематические
проверочные работы
2–4-е
Учет учебных достижений на основе
накопленных текущих оценок
и
Родной (кабардинорезультатов выполнения тематических
черкесский) язык
проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
2–4-е
Учет учебных достижений на основе
Литературное чтение накопленных текущих оценок
и
на родном (кабардино- результатов выполнения тематических
черкесском) языке
проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
2–4-е
Иностранный
(английский)
язык
Учет учебных достижений на основе
накопленных текущих оценок
и
результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
2–4-е
2–4-е
2–4-е
2–4-е
2–4-е
2–4-е
4-й
Математика
Учет учебных достижений на основе
накопленных текущих оценок
и
результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале, с учетом степени
значимости отметок за тематические
проверочные работы
Окружающий мир
Учет учебных достижений на основе
накопленных текущих оценок
и
результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
Музыка
Учет учебных достижений на основе
накопленных текущих оценок
и
результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
Изобразительное
искусство
Учет учебных достижений на основе
накопленных текущих оценок
и
результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
Труд (технология)
Учет учебных достижений на основе
накопленных текущих оценок
и
результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
Физическая культура
Учет учебных достижений на основе
накопленных текущих оценок
и
результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
ОРКСЭ
Учет учебных достижений на основе
накопленных текущих оценок
и
результатов выполнения тематических
проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
2–3-и
Учет учебных достижений на основе
накопленных текущих оценок
и
Культура и традиции
результатов выполнения тематических
народов России
проверочных работ, зафиксированных в
классном журнале
2–4-е
Разговоры о важном
2–4-е
Становлюсь
грамотным читателем:
Текст в выбранном жанре
читаю,
думаю,
понимаю
Встроенное педагогическое наблюдение
Учебный
план
начального
общего
образования
(1-й класс – пятидневная учебная неделя, 2–4-е классы – шестидневная
неделя)
Предметные
области
Учебные
предметы
Количество
неделю
часов
в
1-й
класс
2-й 3-й 4-й Всего
клас клас клас
с
с
с
5
5
5
5
20
3
3
3
3
12
Родной (кабардин 1
о-черкесский)
Родной язык и язык
литературное Литературное
чтение
на чтение на родном
родном языке (кабардиночеркесском)
языке
2
2
2
7
1
1
1
3
–
2
2
2
6
4
4
4
4
16
Обязательная часть
Русский язык и Русский язык
литературное Литературное
чтение
чтение
Иностранный
язык
Иностранный
язык
(английский)
Математика и
Математика
информатика
Обществознан
ие
и
естествознани Окружающий
е
мир
(Окружающий
мир)
2
2
2
2
8
Основы
религиозных
культур
и
светской этики
Основы
–
религиозных
культур
и
светской этики
–
–
1
1
1
1
1
4
Искусство
Изобразительное 1
искусство
Музыка
1
1
1
1
4
Технология
Труд
(технология)
1
1
1
1
4
Физическая
культура
Физическая
культура
2
2
2
2
9
20
24
24
25
94
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные
предметы,
модули по выбору:
курсы, 0
2
2
1
5
Модуль «математика»
–
1
1
1
3
Модуль «литературное чтение»
–
1
1
_
2
Всего в неделю
20
26
26
26
99
Максимально
допустимая 20
недельная нагрузка (для 1-го
класса – при пятидневной
учебной неделе, для 2–4-х
классов – при шестидневной) в
соответствии с действующими
санитарными правилами и
нормами
26
26
26
99
Учебные недели
34
34
34
135
884
884
3272 (с
учетом
33
Всего учебных часов на учебный 620 (с 884
период
учетом
15 часов
в
сентябр
еоктябре)
15 часов
в
сентябр
еоктябре)
Курсы внеурочной деятельности
Разговоры о важном
1
1
1
1
4
грамотным 1
читаю,
думаю,
1
1
1
4
Итого на реализацию курсов 2
внеурочной деятельности
2
2
2
8
Становлюсь
читателем:
понимаю